ДЕПРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ
14.01.2019
ДЕПРЕССИЯ У ПОДРОСТКОВ
Интенсивный ритм
жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия
социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих
современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей
является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно
воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым
фактором.
Головной мозг многих
взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии
обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы
«оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая,
незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед
многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в
период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере
подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции
или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде
депрессии.
В пубертатном периоде
происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает
идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в
большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое
«убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность»
эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах
плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза
психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.
В юношеском возрасте
даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы,
приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в
семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в
школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую
негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к
акту отчаяния – попыткам самоубийства.
Согласно
многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков
различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве
случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания
профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема
суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего
мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно
самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи:
ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают
суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным
исходом.
Расстройство
пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период
зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями
депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с
адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный
риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).
Депрессия у детей и подростков: причины
Установлены и
подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В
большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в
возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая
предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и
подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или
оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят
психотерапевтическое лечение.
Вторым по значимости
фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная
атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие
единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений
между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают
огромное негативное влияние на детскую психику.
Толчком для развития
расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых
– влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка
(неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких,
недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи,
отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность
достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на
происходящее депрессией.
Ювенальный возраст — кризисный период психологического взросления,
совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания.
Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих
эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ
запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо
проявляется подростковый комплекс:
·
подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и
способностям,
·
их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
·
душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
·
застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
·
стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной
независимостью и свободолюбием,
·
непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с
сотворением и обожествлением кумиров.
Важным фактором в
формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок,
имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер.
Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок,
отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на
свою личность – идеальная платформа для психических патологий.
Депрессия у подростков: симптомы
Зачастую
симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой
сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных
контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве.
Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:
·
Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной
области;
·
Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная
отвлекаемость;
·
Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
·
Безответственное отношение к своим обязанностям;
·
Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
·
Скандальная, бунтарская манера поведения;
·
Чувство гнетущей тоски;
·
Беспричинное беспокойство;
·
Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
·
Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
·
Внезапная утрата интересов;
·
Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
·
Раздражительность, агрессивность;
·
Возникновение навязчивых мыслей о смерти.
Вынесение диагноза
подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований
с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для
детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства,
наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы
лечения определяется после детального изучения клинической картины
заболевания.
Подростковая депрессия: лечение
На сегодняшний день
разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у
подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение
сеансов психотерапии.
В случае, когда
депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными
мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения
является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его
формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается
после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального
психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и
робкими подростками направлена в первую очередь на формирование
адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и
ощущения собственной значимости.
В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение
депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или
комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного
учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков
пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача,
так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение
или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые
названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны
при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и
повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с
психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую
тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы
закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной
категории до 15 лет только для Amitriptylinum.
Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные
средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом
побочных эффектов.
Для того, чтобы
подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен
не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным
участником процесса преодоления депрессии.