О влияние гаджетов, телевизоров и других электронных устройств. Экспертное мнение: директор Института педагогики и психологии Наталия Иванова.
18.11.2019
Экспертное
мнение: директор Института педагогики и психологии Наталия Иванова
Неужели влияние
гаджетов, телевизоров и других электронных устройств так опасно? Да, особенно, если речь идет о ребенке. Яркие
разноцветные экраны поглощают большое количество сил и внимания малыша,
становятся главным источником впечатлений, оказывают сильное деформирующие
влияние на психику и личность ребенка.
Проблема преодоления ранней экранной зависимости является приоритетным
научным направлением кафедры дошкольного образования Института педагогики и
психологии Череповецкого государственного университета.
Каковы масштабы влияния электронных устройств на развитие ребенка? Как
разграничить нормативное использование гаджетов и патологическую привязанность
к ним? Стоит ли родителям регулировать использование детьми гаджетов и других
цифровых устройств, каким образом это лучше делать?
Об аспектах экранной зависимости рассказывает Наталия Витальевна Иванова,
доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и
психологии Череповецкого государственного университета.
– Влияют ли гаджеты и
другие электронные устройства на развитие ребенка? Мнения родителей по этому
поводу разделяются.
– Дискутируя о пользе и вреде гаджетов в дошкольном возрасте, не только
родители, но и специалисты представляют диаметрально противоположные мнения:
одни видят риски, другие акцентируют внимание на новых возможностях, которые
появляются благодаря ранней цифровой активности детей.
Ясно одно: для детей «поколения Z» цифровой мир – привычная среда обитания;
не считаться с этим мы не можем. Поэтому, несомненно, педагогов дошкольного
образования и родителей волнует вопрос: как использовать гаджеты, извлекая из
них максимальную пользу и минимизируя риски?
Важно, чтобы цифровые технологии не использовались только в развлекательных
целях, а применялись как образовательный и развивающий ресурс. Однако здесь
тоже все не так просто. Сами по себе (без участия взрослого) гаджеты,
интерактивные игрушки и другие электронные устройства не развивают дошкольника.
Главное правило – свободное общение взрослого и ребенка, «умный» предмет
должен поддерживать развивающее воздействие родителя или педагога. В противном
случае дошкольники, погруженные в цифровой мир, не просто не оказываются умнее
своих сверстников, но и отстают от них в развитии.
– Многие
отмечают отрицательное воздействие устройств, но все равно активно их
используют; ведь это удобно – ребенок увлекается игрой или мультфильмом, а у
мамы появляется время заняться своими делами – приготовлением обеда, уборкой
квартиры, звонками, взятой на дом работой. Как разграничить нормативное
использование гаджетов и патологическую привязанность к ним?
– Дать ребенку планшет или смартфон, чтобы занять его на время, кажется
очень заманчивым. Поэтому родители покупают дошкольникам гаджеты и даже не задумываются
об угрозе экранной зависимости, полагая, что если уж это и случится, то не с
моим ребенком и не раньше подросткового возраста. И только когда эмоциональная
привязанность к гаджетам перерастает в психологическую зависимость, т.е.
устройства заполняют все сознание ребенка, родители начинают бить тревогу.
Распознать экранную зависимость можно на основе комплекса признаков,
которые проявляются на уровне эмоциональной, поведенческой и коммуникативной
особенностей растущей личности.
Чтобы гаджет не стал главной целью и смыслом жизни дошкольника, достаточно
наполнить его жизнь яркими событиями. Если родители уделяют ребенку достаточно
внимания и предлагают интересный, увлекательный досуг, а опыт игровой
деятельности и общения со сверстниками складывается удачно, то интерес
дошкольника к гаджетам остается на уровне эмоциональной привязанности.
– Каковы
последствия экранной зависимости в дошкольном возрасте? Стоит ли родителям
регулировать использование детьми гаджетов и других цифровых устройств? Каким
образом это лучше делать?
– Ощущение, что дети «поколения Z» в своем развитии опережают предыдущие
поколения, объясняет, почему многие родители не задумываются о последствиях
экранной зависимости и сами «подсаживают» малышей на цифровые устройства.
Какова же «обратная сторона медали»?
Избыточное использование цифровых устройств в дошкольном возрасте ввиду
пластичности мозга может привести к таким серьезным последствиям в когнитивном
развитии ребенка, как «цифровая деменция» или «цифровое слабоумие», что
характеризуется ограничением использования собственных умственных способностей,
поскольку часть действий выполняет устройство. У детей нарушается восприятие,
возникает сенсорная депривация, дошкольники плохо реагируют на звуковые
сигналы: в дальнейшем это становится причиной низкой обучаемости и плохой
успеваемости в школе. У детей дошкольного возраста, много времени проводящих с
планшетом или смартфоном, практически не развита образная память. Способность
длительно удерживать какую-либо картинку характеризует возможности нашей зрительной
памяти. Чем дольше мы ее удерживаем, тем лучше память. В мультфильмах или
компьютерной игре новый кадр гасит предыдущий, зрительная память не
тренируется. Особенности мышления у детей с признаками экранной зависимости
обусловлены широко обсуждаемым феноменом «клипового мышления». Оно построено на
визуальных образах и предполагает переработку информации короткими порциями. У
дошкольников нарушается концентрация внимания, страдает воображение, дети
перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные образы.
Экранная зависимость затрагивает не только когнитивную сферу растущей
личности. У детей с признаками зависимости хуже сформированы социальные навыки,
проявляются нарушения общения в виде деформации эмоционального компонента. У
ребенка наблюдается эмоциональная незрелость, замкнутость, неспособность к
сопереживанию, нарушается способность к эмоциональной саморегуляции. На фоне
нарастающей социальной дезадаптации может появиться агрессивность, тревожность
и другие симптомокомплексы эмоционального неблагополучия. Поведение отличается
неадекватностью реакции на различные жизненные ситуации, так как реальный мир
не поддается управлению с помощью сенсорной клавиатуры.
Таким образом, у детей дошкольного возраста при патологической привязанности
к гаджетам и другим цифровым устройствам общее развитие замедляется, страдает
познавательная, эмоциональная, мотивационная, ценностно-смысловая,
поведенческая особенности личности. Однако в разумных пределах использование
цифровых устройств может быть полезным для развития логики, внимания, мышления.
Проблемы возникают при бесконтрольном и нерегулируемом со стороны взрослых
использовании гаджетов.
Родительская регуляция, так называемая родительская медиация, в отношении
использования ребенком цифровых устройств может быть разрешающей (активная
медиация, мониторинг) и ограничивающей (выработка правил использования,
родительский контроль). Исследование, проведенное кафедрой дошкольного
образования в рамках договора на разработку научно-исследовательской работы с
Автономным образовательным учреждением Вологодской области дополнительного
профессионального образования «Вологодский институт развития образования»,
показало, что родители дошкольников пытаются выступать медиаторами поведения
своих детей в цифровом мире, в основном прибегая к запрету, зачастую они делают
это непоследовательно и бессистемно. Такая запрещающая стратегия не
обеспечивает формирования у ребенка иммунитета к угрозам цифрового мира. Кроме
того, запрещающая стратегия одновременно с рисками минимизирует и развивающий
потенциал цифровых технологий. В дошкольном возрасте наиболее эффективна
стратегия вовлечения детей в открытое обсуждение правил использования гаджетов,
справедливых для всей семьи.